Ремонт маятниковых часов

Ремонт маятниковых часов

Ремонт маятниковых часов

Ремонт маятниковых часов

Ремонт маятниковых часов

C детских лет я  что-то ремонтировал. Больше всего − электронную технику, позже − автомобили. А еще мебель, бытовую технику, компьютеры.  Хотя это никогда не было основной профессией, постоянно приходилось заниматься этим. Но за часы, тем более старинные − не брался ни разу.

Но вот, судьба отдала в мои руки часы, да еще какие − Le Roi a Paris, выпуск − предположительно вторая половина позапрошлого, XIX века!

Сначала меня попросили правильно установить и запустить эти часы после реставрации деревянного корпуса. Реставраторы хорошо понимали в дереве, но плохо в механике часов. Они сделали прекрасный корпус, но не смогли даже правильно выставить в нем механизм. Мне удалось исправить их ошибку, и часы пошли. Но через некоторое время, после попытки хозяев немного поменять тон боя подгибом ударника, случилась беда − часы перестали бить вовсе, и стали останавливаться. Опять обратились ко мне. Я, с некоторым трепетом взялся за дело..

Краткая справка
Часы "Le Roi a Paris" (Король Парижа). Конец ХIХ — начало ХХ века, Франция (механизм — Германия). 
В конце 19 века в России было представительство данной фирмы.


Осмотр механизма показал, что сломана лапка привода ударника, которую цепляет специальная звездочка, заставляя ударник подниматься и ударять. На переднем плане вида ось с обломком лапки. Слева на конце оси круглая деталь, от которой вниз отходит пруток − это штанга ударника. За осью стоит шестерня, а рядом с ней, справа, за ней − звездочка, которая, вращаясь цепляет лапку (которая сейчас обломана), заставляя ось поворачиваться, а ударник − бить. 

Лапка была впрессована в ось. При всем желании повторить это сейчас мы не сможем. Поэтому, пусть ругают меня бывалые часовщики, но я пришел к единственному решению − новую лапку надо к оси ... припаять! Тем более, паяльником я владею хорошо, да и способ этот позволяет быстро и надежно выполнить ремонт. Детали часов латунные, а латунь паять можно.

Итак, подготовлено рабочее место. Естественно, паяльник, припой, флюс в бутылочке. Я купил специальный флюс для пайки латунных  радиаторов ведь детали часов − из латуни. Пинцеты, фигурные пассатижи. Ну и, еще кое-что. 

Когда-то мой глаз без труда различал мельчайшие детали электронных схем. Но это в прошлом, и сегодня в помощь − ювелирные очки. Они на фото справа. Я не интересовался этим предметом лет двадцать пять, с тех пор как такие были у моего отца. Оказалось, что за эти годы девайс сильно эволюционировал. Теперь в них есть дополнительные линзы и даже встроенный фонарик! Они есть везде и стоят недорого.

Ну а в качестве донора для нашей новой лапки выступит ...латунная пряжка от ремня!
Отрезаем деталь нужных размеров.


Деталь получилась маленькая − очки очень кстати. Забегая вперед поведаю, что по факту, она стала еще раза в два меньше.
 


Осмотрим механизм. Чтобы снять ось, к которой будет припаиваться лапка, пришлось бы разбирать механизм полностью со снятием шестерен, пружин, и т.д. Это нежелательно − столь глубокая разборка таких старых часов опасна, можно сломать что-нибудь еще, нарушить геометрию деталей, а ведь они притерлись веками. Принимаем решение припаивать на месте соблюдая осторожность. Все детали часов покрыты вековым налетом окисла и грязи.

Снимаем стрелки, чтобы демонтировать циферблат. Последний имеет самое настоящее эмалевое покрытие, как на кастрюлях и тазах. Создавать яркую белую глянцевую поверхность, которая не осыпается и не желтеет с годами, в то время по-другому не умели. Собственно, и сейчас мало какое покрытие может поспорить с эмалью по этим качествам.

Сначала лудим нашу деталь. Хотя она тоже окислена, лужение легко удается даже без механической зачистки − флюс работает на «ура».

Зачищаем натфилем ось ударника. Следим, чтобы опилки не попадали в механизм. 

Заодно стачиваем обломок старой лапки. Для пайки нам нужна гладкая поверхность!

После зачистки берем пинцетом, как рейсфедером, капельку флюса и наносим на ось. 

И выполняем лужение. Конечно, нам нужно лудить только участок будущей пайки, а не всю ось.

Наконец, обе поверхности залужены, выполняем пайку. Это очень сложная задача, которая выполняется в ювелирных очках. Они хороши, но и здесь помогают мало − ведь нужно ориентировать деталь сразу в двух плоскостях. Никакие изгибы и иные силовые способы коррекции положения после пайки недопустимы − можно сломать ось.

После нескольких попыток удается правильно припаять лапку. Фото сделано прямо сквозь линзу ювелирных очков. Однако и без очков видно, что я переусердствовал при лужении лапки − на ней излишки припоя, причем как раз в том месте, где ее цепляет зубчатое колесо, что недопустимо. 

Приходится отпаивать лапку, чтобы зачистить. Заодно придать ей некоторую фаску, чтобы облегчить контакт с зубчатым колесом. Чем хороша пайка − можно многократно отделять и вновь присоединять деталь. 

Снова припаиваем зачищенную лапку. 

Ради интереса фото сделано через перевернутый объектив. В таком режиме он работает как супер-макро, одна беда − крайне низкая глубина резкости.

Пробуем механизм в работе, и тут выясняется, что лапка слишком длинная. Ударник размахивается с огромной амплитудой, и механизм вообще работает неправильно. Эта ошибка ожидаема − я ведь не видел исходной лапки, не знаю ее длину. Понять ошибку можно только на испытаниях. 

Приходится отпаивать и укорачивать лапку. На фото лапка поднесена к оси так, как должна стоять. Снижу под ней, рядом с шестерней торчат зубы зубчатого колеса, которое приводит ее в движение.

Припаиваем укороченную лапку. На фото видно, что она стоит точно на уровне зубчатого колеса.

Ставим стрелки, чтобы прокрутить механизм до момента боя. Проверяем размах ударника. Вроде бы все правильно.

Запускаем бой. Ударник работает как надо. Здесь надо сделать отступление. Почему я уделяю такое внимание этой лапке? Ведь зубчатое колесо, цепляя ее, всего лишь поворачивает ось с ударником, весом несколько грамм. Так ли уж критична ее форма, положение, плоскость? 
Да, нагрузки здесь невелики. Однако, давайте посчитаем. Часы бьют каждый час, отбивая время, и каждые полчаса. За 12 часов они делают всего 1+2+3... ... +12 = 78 часовых ударов, плюс 12 ударов каждые полчаса, итого 90 ударов. За сутки − 180 ударов. За год − 65 700. Каждый удар это поднятие лапки зубчатым колесом. Только за год 66 тыс раз. А ведь нам надо чтобы, часы проработали больше чем год. И желательно, много больше.  


Однако, для полноты картины нам надо услышать настоящий бой часов. Для этого я иду туда, где остался корпус часов и снимаю держатель механизма с мелодичным элементом, не знаю как он правильно называется, по которому бьет ударник.

Корпус часов − тесный и неудобный. И висит не у меня дома. А нам надо испытать часы так, чтобы был доступ ко всем элементам механизма, и одновременно чтобы часы работали полностью в штатном режиме. Делать нечего − мы заставим часы работать  и для этого соберем испытательный стенд!

Я беру ненужную полку от шкафа и креплю к ней держатель механизма так же, как он закреплен в корпусе часов. 

И собираем на этом импровизированном стенде часы полностью с маятником.

Ставим часы на подоконник − подходящее место, где их никто не повредит. Оставляем работать на несколько дней. Каждые полчаса квартира оглашается мелодичным одиночным звоном, а каждый час звучит нужное число ударов. У меня никогда дома не было таких часов. Ощущения интересные. Особенно ночью. Впрочем, в корпусе звук еще более мелодичный.

Ну и наконец, относим механизм к к месту, где висит корпус. То есть, радостным хозяевам

Предлагаю послушать их мелодичный бой, который вновь зазвучал как и более ста лет назад.

Сердечно благодарю , моего сына, за помощь в подготовке фото- и видеоматериалов данной статьи.  


Источник: http://shurik-m.livejournal.com/13625.html


Ремонт маятниковых часов

Ремонт маятниковых часов

Ремонт маятниковых часов

Ремонт маятниковых часов

Ремонт маятниковых часов

Ремонт маятниковых часов

Ремонт маятниковых часов